Интервью с генеральным директором ООО «РН-Аэро» Сергеем Папковым

15 февраля 2017

Прошедший год был сложным для рынка авиационного топлива: специалисты отмечали снижение пассажиропотока и, как следствие, снижение спроса авиакомпаний на керосин. Генеральный директор ООО «РН-Аэро» Сергей ПАПКОВ подвел предварительные итоги работы предприятия в уходящем году, а также поделился планами на будущее.

— Уходящий год был непростым для игроков на рынке авиатоплива. Вашему предприятию приходилось выживать или удалось реализо¬вать какие-то проекты развития?

— Развитие «РН-Аэро» не прерывалось. Из новых проектов самый заметный - вхождение в аэропорт Пулково г. Санкт-Петербурга. Были достигнуты договоренности с ВТБ, администрацией города, аэропортом о проекте организации альтернативного T3K в аэропорту. Проект признан стратегическим в 2016 году. Мы уже начали операционную деятельность по заправке в рамках проекта. Планируем начать проектирование и затем запустить строительство нового T3K. Пользуясь случаем, я хотел бы выразить благодарность администрации Санкт-Петербурга, аэропорту Пулково и Банку ВТБ за поддержку проекта. Также мы ведем постоянную работу на наших действующих ТЗК, поддерживая стандарты на высоком уровне и внедряя передовой международный опыт. По продажам - все фактические показатели превышают запланированные. Спрос на авиатопливо стабилизировался. Развиваются новые направления полетов во Внуково. Наблюдается интенсификация полетов. В Шереметьево объем потребления стабилен. К тому же наблюдается увеличение транзитного трафика пассажиров в Азию через Москву. Мы надеемся, что эти факторы в перспективе следующих лет приведут к росту пассажиропотока, а следовательно, и потребления керосина. В целом 2016-й был для нас удачным годом.

— Назовите несколько значимых событий для отрасли, которые произошли за последнее время. Какое влияние они оказали на рынок в целом и на предприятие в частности?

— В первую очередь это уход «Трансаэро». После этого события рынок изменился - направления, которые закрывала компания, перераспределились между остальными игроками рынка. Это означает, что спрос есть, люди летают, отрасль развивается. При этом мы наблюдаем присутствие спроса на внутренние перелеты - в первую очередь это внутренний туризм: Сочи, Крым. Развиваются и зарубежные направления, например Греция, Болгария. С учетом снятия ограничений по турецкому направлению мы видим неплохой задел на будущий год. Отрасль перешла к новой точке баланса между авиаперевозчиками. Также наметились перспективы роста. И будем надеяться, что в 2017 году эта тенденция продолжится.

— Каковы планы предприятия по выходу на зарубежные рынки?

— Из ближнего зарубежья у «РН-Аэро» интерес вызывает Средняя Азия - к примеру, Киргизия, Казахстан. Авиасообщения с этими странами всегда существовали. При этом большинство из них, кроме Казахстана, нетто-импортеры. На фоне развития авиации в данных регионах мы видим, что есть перспективы и в части спроса на керосин. В настоящее время мы активно общаемся с представителями Киргизии и Казахстана,у которых в планах новые маршруты внутренних перевозчиков, привлечение зарубежных компаний. Добавлю, что мы уже поставляем топливо для партнеров в Казахстане. Монголия - это рынок, где мы давно присутствуем и намерены также развивать. Азия не терпит быстрого подхода - сложно быстро прийти, получить часть рынка и заработать. Но если есть понимание своей цели, есть стратегия и готовность планомерно и терпеливо ее исполнять, то можно добиться желаемого. Безусловно, регион интересный и растущий. Сегодня центр роста авиаперевозок смещается в Азию, мы видим перспективы развития в данном регионе и в этом направлении работаем.

— А если говорить о европейском рынке?

— У нас есть большой проект в Германии. В восточной части есть два достаточно крупных завода, доли в которых принадлежат Компании. Мы планируем в рамках этого проекта начать деятельность по реализации топлива для авиакомпаний в аэропортах немецких городов. Рынок в Германии отличается от нашего, он более открытый в плане доступа к инфраструктуре.

— Вы ориентируетесь на международный опыт в своей работе?

— Безусловно. Мы стремимся к тому, чтобы наша деятельность как в технологическом смысле, так и в операционном (работа с клиентами) соответствовала мировым стандартам. Это стандарты как в части оборудования, задействованного в технологии авиатопливообеспечения, так и в части операционной деятельности. Мы постоянно проходим проверки со стороны Международной ассоциации воздушного транспорта IATA. Наши ТЗК стабильно получают высокие рейтинги, и если есть какие-то замечания, рекомендации, мы их всегда оперативно отрабатываем. Также мы проводим модернизацию ТЗК: чтобы инфраструктура в аэропортах соответствовала современным требованиям. Из нововведений - в мире широко распространена практика электронного документооборота. «РН-Аэро» первой в России внедрила электронный документооборот в авиатопливной отрасли. Это ведет к оптимизации издержек наших партнеров. Проектом активно интересуются перевозчики, поскольку он позволяет оперативно организовать работу и оптимизировать расходы.

— Как строится кадровая политика компании?

— Мы набираем лучших и развиваем тех, кто у нас работает. Обучение и люди - ключ к успеху любой компании. У нас очень серьезная программа обучения всего производственного персонала. Мы сотрудничаем с Егорьевским авиационным техническим колледжем, с Университетом гражданской авиации. В 2016 году мы запустили программу тренингов для своих сотрудников по процедурам и по процессам IATA. Технические специалисты из авиационного пула проводят для наших сотрудников программы обучения по стандартам авиатопливообеспечения, в том числе обсуждают процессы как они есть, что можно улучшить. Сейчас мы предоставляем такое обучение для своих сотрудников. В перспективе, думаю, будем готовы на своей базе обучать и других специалистов и участников рынка, поскольку спрос на это есть. Как раз договариваемся с представителями IATA о расширении количества слушателей программ. Есть программа, по которой мы развиваем кадровый резерв, поскольку отрасль достаточно специфическая. Если говорить непосредственно о заправке, на рынке не так много готовых специалистов. Сеть расширяется, появляются новые вакансии, и мы стараемся у себя на объектах обучать и растить специалистов.

— Какие планы стоят перед предприятием в 2017 году?

— Будем дальше развивать сеть нашего присутствия. Мы нацелены на поддержание качества, создание новых точек, расширение географии клиентов и модернизацию тех активов, которые у нас уже есть.У нас готовы программы по модернизации во Внуково, Шереметьево, Кольцово, в Красноярске и других точках. Конечно, активно будем развивать наш проект в Пулково. По зарубежной деятельности в планах Германия, Средняя Азия, продолжаем взаимодействовать с международными партнерами IATA. В следующем году в Петербурге состоится топливный форум, в котором мы планируем принять активное участие. Мы работаем на международном уровне. Мы полностью контролируем цепочку поставки топлива, инвестируем в модернизацию производства, следим за процессами и качеством. Мы намерены и дальше держать высокую планку и будем идти только вперед.



Журнал «Авиатранспортное обозрение», декабрь 2016.